10 музыкальных инструментов, которые поют о том, что мы живём в будущем

Варлаам: “В Европе теперь никто на пианино не играет, играют на электричестве”. Дедушка: “На электричестве играть нельзя — током убьёт”. Варлаам – Валико: “Убьёт?” Валико: “Нет. Они в резиновых перчатках играют”. Дедушка: “Да, в резиновых перчатках можно”.
Полилог из фильма “Мимино”.

22 года назад, 3 ноября 1993 года, умер Лев Сергеевич Термен, доказавший, что можно играть на электричестве без резиновых перчаток – поскольку именно он является изобретателем уникального музыкального инструмента терменвокса. Того самого, на котором играет персонаж Мадса Миккельсена в одной из серий “Ганнибала”.

Изобретённый в 1919 году, терменвокс вплоть до самого конца двадцатого века смотрелся инструментом из далёкого будущего и только недавно стал восприниматься более или менее органично на фоне нашего мира. Pics.ru решил вспомнить ещё девять инструментов, которые напоминают о том, что мы живём в том самом будущем, о котором столько читали в детстве.

Ханг

Чтобы создать идеальный перкуссионный (то есть – ударный) инструмент, человечеству пришлось порядочно изучить физику, химию и математику. И, наконец, в двадцать первом веке свершилось! Молодые граждане Швейцарии Сабина Шерер и Феликс Ронер создали ханг – подобие барабана в виде металлической летающей тарелки. На одной стороне, “звенящей”, из ханга извлекают ноты различной высоты – в зависимости от того, куда приходится удар. Всего на ханге 7-8 тонов, в зависимости от модели. На другой стороне, снабжённой круглой дыркой посередине, можно играть как на африканском уду (извлекая совершенно потусторонние звуки!) либо при помощи некоторых манипуляций менять звучание ноты, рождающейся на “звонкой” стороне. Фактически, ханг стал новым словом в ударных инструментах. Но в 2014 году ханги внезапно прекратили производить. По всему миру. Почему – не знает никто. Впрочем, есть ещё произошедший от ханга барабан-эклипс: всё то же самое, но ещё одну ноту можно извлечь, потирая верхушку “летающей тарелки”.

 

Отаматон

Изначально отаматон был создан в Японии как забавная игрушка, но быстро набрал популярность именно как любительский, лёгкий в освоении музыкальный инструмент. Выглядит отаматон как трёхмерное изображение ноты размер в одну восьмую, часто с рожицей на шарике-“кружке”. По сути отаматон – разновидность электронного синтезатора, революционной является именно система управления звуком. Высота звука определяется положением пальца на сенсорной панели, расположенной на “палочке” ноты, а нажатием другой руки на шарик можно управлять тембром и глубиной звука. Таким образом, нет необходимости в знании клавиш, струн и ладов, осваивать отаматон приходится по радикально иному принципу и знать музыкальную грамоту для этого необязательно – хватит музыкального слуха.

 

Харпеджи

Если скрестить электрогитару и цимбалы и сделать результат максимально удобным в изучении и использовании, получиться именно харпеджи. Выглядит он как укороченная версия гладильной доски, на которую натянули струны. Вот по этим струнам надо ударять подушечками пальцев, и будет хорошо. Звук в результате выходит похожий на арфу, отсюда и название: harp по-английски “арфа”. Заметно прибавил инструменту популярности тот факт, что Стиви Уандер сыграл на харпеджи один из своих хитов во время церемонии вручения награды музыкантам в 2012 году.

 

GypsyMIDI

Это не столько отдельный музыкальный инструмент, сколько всё тот же синтезатор или пульт с необычным управлением. Видела фильм Dancer от Люка Бессона? В этой штуковине выступает глухонемая танцовщица. Похож GypsyMIDI на часть боевого экзоскелета, одевается на руки и корпус и реагирует на движения танцора, преобразуя их в музыкальные ритмы из своей библиотеки. Не надо не то, что музыкальной грамотности, даже наличия слуха. Просто танцуй!

 

Айгенхарп

Несмотря на “харп” в названии и внешность отбитого от гитары грифа, это – электрофагот с элементами синтезатора. То есть, в него дуют. Тут же можно оформить мелодию ритмами, нажимая на специальные “перкусионные” кнопки. Особо продвинутые играют ещё и с секвенсором – такая штука, которая повторяет наигранные тобой мелодии фоном, пока ты в буквальном смысле слова дуешь дальше. В общем, дудари ликуют, теперь и на их улице электромузыкальный праздник.

 

Beamz

Что, если бы музыкальным синтезатором можно было управлять так же, как терменвоксом, просто двигая руками? Так, видимо, и думали создатели Beamz. На этом странноватом на вид трезубце натянуты шесть струн – не из пластика или металла, а из лазерных лучей. Дотрагиваясь до них в том или ином месте, извлекаешь звуки. Хотя внешне принцип работы похож (маши себе руками возле прибора), Beamz куда менее капризен, чем терменвокс, и может быть легко освоен новичком от музыки.

 

Вотерфон

Полностью аналоговое устройство, которое, теоретически, могло быть спокойно изобретено хоть в девятнадцатом веке, хоть в пятнадцатом… если бы наших предков привлекали подобные звуки. Вотерфон состоит из стальной чаши-резонатора, в которую наливается вода, и бронзовых прутьев разной длины, приваренных по краю чаши. С помощью смычка, которым водят по прутьям, или постукивания резиновым молоточком можно добить совершенно потусторонних звуков, отдалённо похожих на песни китов. Вотерфон довольно сложен в обращении и сочетании с другими музыкальными инструментами, так что используется, в основном, экстравагантными композиторами и для озвучки мистических фильмов.

 

Гиперкиз

Самый обычный синтезатор в виде клавиатуры пинино, но с маленьким, простым и очень важным улучшением: клавиши реагируют не только на сам факт нажатия, но и на движения пальца вдоль клавиши, точно так же, как обычное пианино реагирует на силу нажатия – тихим или более громким звуком. Раздражающая лишённая нюансов звука трескотня обычных синтезаторов осталась в прошлом.

 

Флексатон

Этот крошечный ударный инструмент – ровесник терменвокса, но звуки, которые он издаёт, “ревущим двадцатым” подходили мало. Больше всего похоже на шум, издаваемый летающей тарелкой при приземлении. И знаете, почему? Потому что немало летающих тарелок в кино было озвучено флексатоном или инструментами с похожим звучанием. Инструмент представляет собой изогнутую пластинку-язычок. Широкий конец пластинки посажен на проволочную рукоять, к узкому прикреплены два гибких стержня с шариками на конце. Вся эта конструкция удерживается одной рукой и дёргается за кончик пластины большим пальцем. Пластина вибрирует, щарики стукаются о неё и заставляют вибрировать ещё больше, звук завывающий, пронзительный, мерзкий. Моцарту такой был не нужен.

 

Терменвокс

Он просто здесь нужен, правда? Играет потомок изобретателя Пётр Термен.

 

Текст: Лилит Мазикина

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
03.11.2015

Не забудь поделиться статьей: